Что ждёт институт СРО?

Реформа СРО в сфере инженерных изысканий, подготовки проектной документации и строительстве состоится с учётом замечаний предпринимательского сообщества.

После того как «ОПОРА РОССИИ» направила главам Минстроя и Минэкономики отрицательные экспертные заключения на законопроект о реформе СРО (о внесении изменений в Градостроительный кодекс в части регулирования вопросов саморегулирования), руководство Министерства строительства и ЖКХ России выступили с инициативой провести совместное совещание с представителями «ОПОРЫ РОССИИ» для урегулирования спорных моментов.

По мнению экспертов Комитета по строительству «ОПОРЫ РОССИИ», подготовленный пакет поправок в Градостроительный кодекс РФ мог оказать неблагоприятное влияние на развитие рынка в целом. В случае принятия пакета поправок в том виде, в котором он был представлен на ОРВ, в регионах усилились бы тенденции монополизации строительного рынка, что, в свою очередь, привело бы к росту коррупции.

В открытом диалоге представителей власти и бизнеса был достигнут компромисс по целому ряду замечаний. Услышав мнение профессионального сообщества, Минстрой России внёс следующие изменения:

— Малый и средний бизнес освобожден от членства в СРО не только по коммерческим проектам стоимостью до трёх миллионов рублей, но и при заключении государственных и муниципальных контрактов на эту сумму;

— Были снижены размеры взносов в компенсационные фонды СРО при исполнении контрактов до 300 миллионов рублей, что благоприятно отразится на деятельности субъектов малого и среднего бизнеса;

— Введение принципа регионализации при формировании СРО не отразится на свободе осуществления предпринимательской деятельности за пределами домашнего региона,

— Утверждение оптимально необходимого количества членов СРО для формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;

— Отменена 100% субсидиарная ответственность членов СРО, формирующих компенсационных фонд обеспечения договорных обязательств.

В целях сохранения здоровой конкуренции на строительном рынке и положительного функционирования института СРО после проведения предстоящей реформы саморегулирования в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства, «ОПОРА РОССИИ» выступает за корректировку еще двух положений законопроекта № 938845-6. Это открытый перечень оснований для отказа лицу в членстве в СРО и освобождение МУПов, ГУПов, коммерческих организаций с государственным и муниципальным участием, а также юридическим лицам, созданным публично-правовым объединением от членства в СРО в определенных случаях.

Предлагается в рамках статьи 5516 Градостроительного кодекса РФ определить, что перечень оснований для отказа лицу в членстве в СРО формируется и утверждается Правительством РФ в течение определенного срока после принятия закона. При этом перечень таких оснований может быть шире, но должен быть исчерпывающим.

В новой редакции текста законопроекта № 938845-6 статья 47 Градостроительного кодекса РФ дополняется пунктами 21, 41, в соответствии с которыми ГУПам и МУПам, а также коммерческим организациям с государственным и муниципальным участием и юридическим лицам, созданным публично-правовым объединением, не требуется членство в СРО в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в случае выполнения ими функций технического заказчика.

На сегодняшний день редакция данного положения может трактоваться в нескольких вариантах, в том числе, может позволить таким лицам без получения допусков СРО участвовать в конкурсных процедурах по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Это свидетельствует о неравном положении участников конкурсной процедуры.

Предлагается внести изменения в формулировки пп. 21 и 41 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ и уточнить, что таким лицам не требуется членство в СРО для выполнения контрактов по специальному заданию без проведения конкурсной процедуры. В иных же случаях, при участии в конкурсной процедуре по 223-ФЗ или 44-ФЗ членство в СРО ГУПа или дочернего предприятия государственной корпорации обязательно.

Помимо замечаний «ОПОРА РОССИИ» отметила и положительные аспекты законопроекта:

— Учреждение двух компенсационных фондов не несёт увеличение финансовой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства, более того, сумма взносов в два фонда будет меньше, чем та сумма, которая сегодня определена в Градостроительном кодексе.
— Освобождение субъектов МСП от обязательного членства в СРО в случае, если сумма контракта не превышает трех миллионов рублей.
— Введение принципа регионализации СРО с возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность на территории всей Российской Федерации.
— Предусмотрен особый порядок размещения компенсационных фондов саморегулируемых организаций в банках, требования к которым будут установлены Правительством Российской Федерации. Таким образом, будет повышена прозрачность сведений о размере компенсационных фондов и снизятся риски их утраты.

На сегодняшний день законопроект внесен Минстроем в Государственную Думу для принятия во втором чтении. Предпринимательское сообщество надеется, что замечания будут учтены в полном объёме к моменту принятия закона.

Николай Циганов, председатель комитета по строительству «ОПОРЫ РОССИИ»

Цитата

«Но отказываться от этого института (института СРО — прим. ред.), конечно, не нужно. Нужно учесть все ошибки, провести необходимую реформу и направить потенциал профессионального сообщества на те направления, где оно действительно может принести пользу».

Владимир Путин на  заседании Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить